Демонтаж и техническое обслуживание

Демонтаж

В процессе демонтажа насосного агрегата необходимо соблюдать аккуратность, не допускать повреждений и царапин уплотняющих и сборочных поверхностей. Замена изношенных частей насоса требует точного соответствия вновь устанавливаемых деталей сборочным размерам.

Порядок выполнения демонтажных работ

При необходимости откручиваются болты, соединяющие насос с трубопроводом, после чего выполняются операции в следующей последовательности:

  • Демонтируются пальцы муфты;
  • Откручиваются гайки согласно схеме в паспорте, к подшипниковому корпусу вытягивается сальниковый фланец (для оборудования с механическим торцевым уплотнителем – крышка);
  • Производится отвинчивание всех гаек, стягивающих крышку и корпус насоса, при помощи торцевого ключа, откручиваются центрирующие конусные штифты;
  • Отвинчиваются болты, скрепляющие подшипниковые гнезда с корпусом насоса;
  • Крышка снимается подъемным механизмом;
  • Отсоединяется ротор насоса от корпуса;
  • Производится выемка деталей;
  • Снимается полумуфта насосного вала и шпонка;
  • Откручиваются болты, выполняется демонтаж крышки;
  • Откручивается гайка и шайба (позиции указаны в паспорте);
  • Подшипники освобождаются путем перемещения их корпуса до сальниковых фланцев, демонтируются;
  • Снимаются с вала насоса: опорное кольцо, корпус подшипника, шайба предохранительная, сальниковый фланец и набивка, уплотнительные кольца.
  • Откручиваются и демонтируются специальная гайка и шайба;
  • Вытаскивается шпонка, предохранительная втулка, уплотнитель, конусная втулка и ротор.

Для насосов с торцевым механическим уплотнением предусмотрен следующий порядок демонтажа:

  • После снятия подшипников с вала демонтируется кольцо (опорное), корпус подшипника, уплотнитель, предохранительная шайба и стационарная часть уплотнения.
  • Аккуратно снимается вращающийся узел.

Производится очистка вала абразивной шкуркой от неровностей, следов коррозии и других воздействий, способных повредить уплотнитель. Снимаются тарелки и пружина, после чего демонтаж насоса продолжается в вышеуказанном порядке.

Важный момент: все стационарные и вращающиеся части, трущиеся поверхности тщательно чистятся и сохраняются. Детали проверяются на целостность, изношенные части заменяются новыми.

Монтаж

Первым этапом является монтаж деталей, составляющих ротор насоса.

Осуществляется в приведенной очередности установка:

  • Шпонки и ротора (на вал) выпуклой частью лопастей в левую сторону относительно стороны работающей части вала;
  • Конусных и предохранительных втулок, кольцеобразных уплотнителей, шпонки, защитной шайбы, специальных гаек;
  • Кольца, сальникового кольца и фланца, предохранительной шайбы, лабиринтного кольца;
  • Подшипников, упорного кольца (в корпус), предохранительной шайбы.

Подтягивается гайка, после чего третья часть корпуса подшипника заполняется смазкой. Устанавливаются уплотнители и крышки, производится подтяжка болтов, на валу монтируются полумуфта и шпонка. На этом завершается монтаж рабочего колеса.

Собранный ротор с помощью подъемного устройства ставится в корпус насоса с соблюдением следующих условий:

  • Расположение полумуфты – справа относительно стороны всасывающего патрубка;
  • Штифт цилиндрической формы помещается в отверстие корпуса (в моделях с лабиринтным кольцом вместо штифта есть выпуклое полукольцо, устанавливаемое в соответствующий канал);
  • Корпусы подшипников ставятся и фиксируются болтами;
  • Центрирование насосного ротора производится двумя специальными гайками с соблюдением принципа симметрии относительно спирального канала;
  • На дно сальниковой коробки монтируется кольцо, ложится внутренняя набивка (кольца, срезанные под 45 градусов, должны коснуться и прямо (под 180 градусов) расположиться в следующей набивке);
  • Напротив подающего воду отверстия в сальниковой коробке ставится кольцо, затем кладется следующая набивка;
  • Устанавливается гарнитура, выполняющая функцию уплотнителя между крышкой и корпусом;
  • На корпусе аккуратно и без перекосов лабиринтного кольца монтируется и центрируется (конусообразными штифтами) крышка насоса;
  • Выполняется затяжка всех гаек по раздельному фланцу (шпильками);
  • Проверяется равномерность вращения рабочего колеса.

Монтаж насосов с торцевым механическим уплотнителем производится в таком порядке:

  • После установки ротора ставятся конусные втулки, защитные шайбы и специальные гайки, которые слегка затягиваются;
  • На вал монтируются тарелки и пружины уплотнения, вращающаяся часть (с сохранением целостности резиновых уплотнителей), крышка со стационарной частью, детали в описанном порядке;
  • В спиральном корпусе симметрично устанавливается колесо, аккуратно ставится пружина (до упора) и вращающаяся деталь торцевого уплотнения.
  • После монтажа насосной крышки и подтягивания на разделительном фланце всех гаек крышка с неподвижной частью торцевого уплотнения крепится к корпусу и насосной крышке.

После завершения вышеперечисленных операций насос можно ставить на фундамент для дальнейшей эксплуатации. Центровка электропривода выполняется согласно описанной выше технологии.

Техническое обслуживание

Во время эксплуатации насос требует технического обслуживания, которое представляет собой:

  • Контроль над температурой подшипников, которая в машинном отсеке не должна превышать 40-50°C (максимум +70°C):
  • Поддержание в подшипниковых коробках нужного объема смазывающего вещества;
  • Дополнительная смазка подшипников каждые 1000 часов эксплуатации (в первый месяц работы – через 100 часов);
  • Обеспечение допустимой утечки через сальниковые уплотнители вала;
  • Отслеживание показаний регистрирующих измерительных приборов.

Демонтаж и техническое обслуживание