Устройство и принцип работы

Главными механизмами агрегата являются двигатель на дизельном топливе и насосное устройство.

Насосы со скоростью вращения колеса 2900 мин-1 получают приводящее усилие через коробку передач, а с 1500 мин-1 – через МОМ (механизм отбора мощности). Весь приводной механизм закреплён на несущей раме.

Привод

Приводная часть оснащена системами:

  • питания двигателя с баком для дизельного топлива и с фильтром грубой его очистки;
  • электрического оборудования с управляющим пультом;
  • охлаждения с масляным и водяным радиаторами;
  • воздухозаборной с воздушным фильтром;
  • выпуска отработанных газов с глушителем;
  • сцепления с рычагом его выключения.

Жидкость охлаждающая заливается в радиатор через горловину на его верху, удаляется же через сливной кран внизу.

На двигателях с наддувом возможна установка охлаждающего устройства для воздуха наддувочного (в том случае, если марка мотора позволяет такое).

Скорость вращения коленвала управляется двумя кнопками пульта управления: одна – для увеличения подачи в двигатель топлива, а другая же – для уменьшения. При нажатой кнопке на редуктор подаётся напряжение. С его валом жёсткой тягой соединён рычаг ТНВД (топливного насоса высокого давления). Чем дольше нажата кнопка, тем сильнее изменяется скорость подачи топлива. Когда рычаг ТНВД находится в начальном положении, горит индикатор с надписью «ПУСКОВЫЕ ОБОРОТЫ».

Сцепление включается перемещением его рычага в верхнее положение. Величина свободного хода рычага – 50±5 мм.

Двигатель запускается стартером. Его наработка фиксируется соответствующим счётчиком. Аккумуляторы подзаряжаются автоматически генератором при работе мотора.

Насос

Для насосной части агрегата ДНА используется устройство центробежного типа. Оно установлено на несущей раме двигателя и соединяется с его валом муфтой. Насос – с правым вращением рабочего колеса: его вал должен крутиться, при взгляде со стороны муфты, по ходу часовой стрелки.

На его всасывающем патрубке установлен мановакуумметр, на нагнетательном – манометр. Эти приборы необходимы для установления и контроля режима работы насоса.

Агрегат передвижного исполнения смонтирован на шасси.

Газоструйный аппарат и принцип его действия

Это устройство, которым комплектуются дизельные насосы по заявке потребителя, предназначено для принудительного заполнения всасывающей линии и корпуса насоса перед перекачкой жидкости. Такая необходимость возникает при её заборе из резервуара, расположенного ниже дизельного агрегата. Аппарат приводится в действие отработанными газами двигателя и потому располагается на его выпускном коллекторе непосредственно перед глушителем.

С насосной частью газоструйный аппарат соединяется рукавом и краном. Запускается устройство направлением выхлопных газов в сопло в диффузоре. Для этого заслонка рукояткой ставится в нужное положение. Разрежение, которое создаётся в камере диффузора потоком выхлопных газов, способствует засасыванию воды в насос через входной трубопровод. По заполнении всасывающей линии и полостей насоса водой рукоятка возвращается в исходное положение, и проход для выхлопных газов в диффузор перекрывается заслонкой. Газы направляются теперь прямо в глушитель.

Приборы

Работа двигателя и его состояние контролируется по указателям:

  • уровня заряда аккумуляторов (амперметр);
  • температуры охладителя;
  • уровня топлива в баке;
  • давления масла;
  • частоты вращения двигателя (тахометр);
  • аварийным.

Система защиты двигателя

Мотор АНД защищён от аварийных ситуаций предупреждающими индикаторами о нештатном режиме и системой выключения двигателя.

Аварийные индикаторы включаются при:

  • превышении температурой охлаждающей воды величины 98-104˚С (индикатор с надписью «Перегрев охл. жидкости»);
  • уменьшения давления масла ниже 0,04-0,07 МПа (т.е. 0,4-0,7 кгс/см²) («Низкое давление масла»);
  • при засорении фильтров: воздушного и масляного.

Двигатель останавливается при низком давлении масла. О том, что сработала аварийная защита, сигнализирует светящаяся кнопка «Сброс защиты», которую надо нажать при повторном пуске двигателя. Останавливается мотор отключением подачи топлива. Происходит это перемещением скобы ТНВД электромагнитом в соответствующее положение. Чтобы вернуть магнит в положение пуска, необходимо:

  • при штатном отключении – нажать двукратно на кнопку «Масса» для выключения и повторного включения электропитания агрегата ДНА;
  • при аварийном отключении – нажать однократно на кнопку «Сброс защиты».

Элементы маркировки

Каждое изделие ДНА имеет на раме привода заводскую табличку, выполненную по ГОСТ 12971-67. На ней приводятся данные по:

  • стране производства агрегата;
  • бренду завода-изготовителя;
  • коду технических условий (ТУ);
  • номинальным величинам подачи в м³/час, напора в м, частоты вращения в с-1 или об/мин, мощности двигателя в кВт;
  • году изготовления;
  • весу агрегата;типоразмеру и номеру изделия по системе нумерации, принятой у производителя
  • и клеймо ОТК предприятия.

По умолчанию агрегат поставляется без тары. Упаковка в ящик должна быть заявлена заказчиком. Срок консервации – 2 года.

Устройство и принцип работы

Записей не найдено.